Ленинградский областной институт развития образования

Методические рекомендации

о проведении Областной Олимпиады по технологии

                       «Я и традиционные ремёсла»

                                                                                    2006 г.                                                                                                                                                          

                                      Руководитель  Областной Олимпиады  по технологии

              Соколова  Валентина Андреевна –

         ст. методист  кафедры истории и социальных наук

 Цели и задачи олимпиады

 

1.  Приобщение к русским традициям, к народным традициям родного края.

2.  Знакомство с укладом жизни малых народов, проживающих на территории Ленинградской области.

3. Освоение компьютерных технологий для обновления содержания регионального компонента в области познания основ традиционной культуры.

4.. Развитие и применение творческих способностей учащихся для понимания истоков традиционной культуры и традиционных ремесел.

 

Требования к участникам и организаторам.

1. В Областной олимпиаде принимают участие ученицы девятых классов, победившие в

районных или городских олимпиадах  (по одному победителю).

2. Олимпиады проводятся по следующим турам:

·          1 TУP -школьный, проводится по усмотрению школы ( январь)

·          11TУP-районный  (городской) проводится в январе - феврале

·          111 ТУР - областной, проводится 25 марта.2006 г.

Место проведения: ЛОИРО, Чкаловский пр., дом 25-а, кабинеты №4,5,  регистрация с 9-30 час. Начало работы  в 10-00 час

 3. Школьные проекты выбираются совместно с руководителем, но выполняется самостоятельно. Затрата времени на выполнение проекта должна быть не  менее 16 академических часов.

4. На районных Олимпиадах рекомендуется включать практические работы (вышивка, ткачество и др.)

5.  Дистанционное тестирование будет проводиться 20 21 марта на сервере ЛОИРО

                                   

ВНИМАНИЕ!

 

Дистанционное тестирование будет проводиться  20-21 марта на сервере ЛОИРО /www.distance.loiro.ru.  

Содержание олимпиады.

 

Содержание олимпиады базируется на региональной программе по трудовому         обучению (девочек) с углублённым изучением основ традиционной культуры и с учётом требований Федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего и основного образования.н

Задания для участников олимпиады и их оценка.

  В школьный проект входят следующие компоненты:

 

А.  Дизайн-папка                           - 20 баллов                                       

Б  Мультимедийная презентация -20 баллов

В Готовое изделие                        - 30 баллов

Г.  Тестирование                            -20 баллов                                        

Д.  Защита  проекта                        - 10 баллов

 _________________________________________

                                  Итого:         100  баллов                                         

                                                                              

 

А. ДИЗАЙН-ПАПКА

 

Требования, предъявляемые к дизайн - папке:

 

1.Титульный лист оформляется на одном листе в следующей последовательности:

         регион - Ленинградская область

         район

         школа

         наименование проекта

         фото или эскиз изделия

         Ф.И. участницы, класс

         Ф.И.О. руководителя ( И.О. писать полностью)

         Дата.

2.  Текст представляется в печатном виде, но не менее 10-12 листов.

3.  Процесс разработки проекта, а также изготовления модели (изделия) лучше представить с использованием компьютерных технологий.

4.  Чертежи, технологические схемы выполняются в соответствии с техническими условиями и ГОСТами.

 

Примерная последовательность оформления дизайн-папки:

I. Проблема, идея, замысел выбора проекта.

·                  Описание проблемы;

·                  Краткая формулировка целей и задач: для кого, для чего, почему и т.д.

II. Исследование для решения данной проблемы. Поиск решений.

1.Набор первоначальных идей по выбору проекта:

·          размышления учащихся о том, какого рода изделия они могли бы выполнить;

·          зарисовка (эскизирование) этих изделий (3-4 наименования);

·          просмотр фильмов, слайдов;

         знакомство с литературой и периодической печатью по данному проекту.
2.Дизайн - анализ

         выбор из 3-4 моделей (изделий) только одного и обоснование этого выбора;

         назначение (почему именно такая конструкция, а не предыдущая и т. д.);

         выбор материалов,

         целесообразность;

         эстетичность;

         простота изготовления,

         экономичность;

         экологичность и. т.д.

Ш. Дизайн-спецификация.

Вытекает из предыдущего исследования и является примерным критерием оценки будущего проекта:

·       соответствие целям и задачам выполняемого проекта (в данном варианте
соответствие теме « Я и традиционные ремёсла »);

·       соответствие модели (изделия) современному дизайну, моде,

·       правильность выбранных методов обработки (соответствие ГОСТам, Стандартам и
техническим условиям);

·       качество;

·       рациональность;

·       дешевизна и пр.;

·       целесообразность изготовления именно такого изделия (кто его будет носить);

·       санитарно-гигиенические требования и т.п.

IV.Планирование этапов работы.

1.  Окончательный выбор материалов, конструкции изделия, методов обработки и т. д.

2.  Подбор инструментов, оборудования.

3. Отработка отдельных технологических операций (упражнений).

4.  Составление технологических карт по изготовлению модели.

5.  Изготовление модели.

6.  Оформление школьного проекта:

         дизайн - папки

         фото, эскизы

          чертежи, схемы, компьютерные и другие технологии.

VI. Экономическое обоснование.

          Себестоимость,

          розничная цена,

          прибыль от продажи,

          срок окупаемости,

VII.Экологическое обоснование

            санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к изделию,

            безвредность для окружающей среды при изготовлении школьного проекта.

VIII. Анализ проекта. Самоанализ.

         выполнены ли цели, задачи, поставленные перед вами;

         что хорошо, удачно вышло;

         что можно бы исправить при повторении этого проекта,

·          нравится ли проект вам и вашим друзьям;

         краткий отзыв друзей и родителей.

 

IX.  Cnиcoк литературы.

Б. Готовая модель, выполненная в школьных условиях.

Требования, предъявляемые к изделию:

 Готовое изделие должно:

·          соответствовать теме школьного проекта;

·          иметь товарный вид и полную степень завершенности;

·          самостоятельно выполнено учащимся (в случае несамостоятельного выполнения
жюри имеет право снизить баллы до 50%);

Использование компьютерных технологий в школьных проектах.

1 .Выполнение чертежей, схем, орнаментов с помощью графического редактора и других программ.

2.Использование кинофильмов, слайдов, мультимедийных технологий при оформлении и защите школьного проекта.

 

В. Практические работы.

Содержание практических работ может выходить за пределы программных требований базисного уровня и соответствовать II и Ш уровням знаний и умений учащихся (см. региональную программу «Трудовое обучение в 5-9 классах с углубленным изучением основ традиционной культуры»).

Учащиеся выполняют одну или две практические работы из  перечисленных разделов программы : (в зависимости от их сложности и затраты времени на их выполнение)

         машиноведение,

         русская кухня,

         ткачество.

         конструирование и технология изготовления швейных изделий.

         ткачество (плетение поясов, образцов, изделий),

         вязание,

         фольклор, традиции и обряды русских

Каждая практическая работа рассчитана на 45 минут.

 Г. Тестирование.

На олимпиаде будет проводиться дистанционное тестирование 20-21 марта на сервере ЛОИРО /www.distance.loiro.ru.  ( см. электронную почту). 

 

+

Защиту проекта проводят все участники олимпиады в течение 5 минут. Примерные критерии оценки:

         .Применение информационных технологий                                                3 балла

         .Содержание, умение выделить главное                                          4   балла             

         Новизна идей в проекте                                                                                 1 балл

         Эмоциональность, артистичность изложения                                 1 балл

         .Регламент выступления                                                                                1 балл

                                           Итого:                                        10 баллов

Сопровождающая документация

1.Визитные карточки участников олимпиады:

         район, город,

         наименование школы,

         имя участника,

         класс.

2.Визитная карточка (паспорт) на изделие к проекту (2 экземпляра).

         район,

          школа, класс

         фамилия, имя

          описание модели

         фамилия, имя, отчество руководителя-учителя (писать полностью).

         Номинации

      1.   Победитель Областной Олимпиады. 1 место (1 участница).

2        Победитель Областной Олимпиады 2 место (2 участницы).

3        Победитель Областной Олимпиады. 3 место (2 участницы).

 

: Примерный перечень дополнительных номинаций

1.      За лучшее использование инновационных (компьютерных) технологий.

2.      3а сохранение традиционной культуры.

3.      За оригинальность идеи проекта.

Если дистанционное тестирование нельзя провести в вашем районе по уважительным причинам, то его можно пройти 25 марта в кабинете № 4 в 10 часов. 

 

Примечание: для участия в Областной Олимпиаде школьников необходимо представить школьный проект,  готовое изделие и диск не позднее 13 -14  марта 2006 г. в кабинет традиционных ремёсел №5 с 10 до18 часов.( 1 этаж).

                                                          

                                                                   Соколова   Валентина Андреевн

 

 

Ждем Вас с нетерпением.  Желаем творческих успехов!